ПОЛОЖЕНИЕ
о детской школе искусств
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности детской школы искусств.
2. Детская школа искусств является учреждением дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля (далее, если не определено иное, – образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи) с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне.
3. Детская школа искусств осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Кодексом Республики Беларусь о культуре, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом детской школы искусств.
4. Детская школа искусств может быть государственной и частной.
5. Детская школа искусств является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности.
6. Детская школа искусств может иметь филиалы и иные обособленные подразделения, которые создаются в порядке, установленном актами законодательства.
Детская школа искусств может иметь в своей структуре структурные подразделения (подготовительные отделения, отделения по направлениям деятельности, библиотеку, учебно-производственные мастерские и иные структурные подразделения).
7. Создание, реорганизация и ликвидация детской школы искусств осуществляются в порядке, установленном Кодексом об образовании и иными актами законодательства.
8. Основными задачами детской школы искусств являются:
реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
эстетическое воспитание учащихся;
удовлетворение потребностей учащихся в культурном, интеллектуальном и личном развитии;
обеспечение условий для духовно-нравственного и художественного развития учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
создание условий для мотивации учащихся к дальнейшему получению образования в учреждениях среднего специального и высшего образования;
распространение и популяризация культурных ценностей;
выявление талантливой молодежи;
создание условий для приобретения учащимися знаний, умений и навыков в различных видах искусства, опыта художественного творчества.
9. Детская школа искусств обеспечивает:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;
моральное и материальное стимулирование педагогических и иных работников детской школы искусств;
меры социальной защиты учащихся;
участие в формировании контрольных цифр приема;
выполнение иных обязанностей, установленных Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом детской школы искусств.
10. Детская школа искусств в соответствии с актами законодательства имеет право осуществлять:
приносящую доходы деятельность;
международное сотрудничество в сфере образования.
Осуществление государственной детской школой искусств приносящей доходы деятельности не влечет снижения ее финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Средства, полученные детской школой искусств от приносящей доходы деятельности, поступают в ее самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства и ее уставом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
11. Плата за получение дополнительного образования детей и молодежи в государственной детской школе искусств взимается в порядке и размерах, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2010 г. № 229 «О плате за получение дополнительного образования детей и молодежи в государственных детских школах искусств».
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
12. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в детской школе искусств реализуется по следующим направлениям деятельности: «Музыкальное», «Театральное», «Хореографическое», «Изобразительное», «Народное творчество», «Народное декоративно-прикладное», «Художественно-эстетическое», «Цифровое» и другим.
13. Детская школа искусств может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким направлениям деятельности.
14. Образовательный процесс в детской школе искусств осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами детских школ искусств, экспериментальными учебными планами детских школ искусств, типовыми учебными программами детских школ искусств, экспериментальными учебными программами детских школ искусств, индивидуальными программами дополнительного образования детей и молодежи.
15. Типовые учебные планы детских школ искусств устанавливают перечни, последовательность и объем изучения учебных предметов, учебных дисциплин, срок получения дополнительного образования в детских школах искусств, порядок прохождения учебной практики.
Типовые учебные планы детских школ искусств разрабатываются и утверждаются Министерством культуры в порядке, установленном частью второй пункта 3 статьи 235 Кодекса об образовании.
16. Экспериментальные учебные планы детских школ искусств апробируются в детских школах искусств, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальные учебные планы детских школ искусств разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством культуры.
17. Типовые учебные программы детских школ искусств определяют цели и задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, уровни их изучения, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания в детских школах искусств.
Типовые учебные программы детских школ искусств разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном частью второй пункта 5 статьи 235 Кодекса об образовании.
18. Экспериментальные учебные программы детских школ искусств апробируются в детских школах искусств, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальные учебные программы детских школ искусств разрабатываются детскими школами искусств, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством культуры.
19. Детская школа искусств на основе типовых учебных планов детских школ искусств, типовых учебных программ детских школ искусств может разрабатывать индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.
Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи определяют особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки).
Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи утверждаются руководителем детской школы искусств.
20. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в детской школе искусств организуется по учебным годам.
21. Структура учебного года определяется детской школой искусств с учетом установленных санитарно-эпидемиологических требований.
22. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в детской школе искусств являются занятие, урок, учебная практика и иные формы.
23. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в детской школе искусств осуществляется в группах и (или) индивидуально.
24. Наполняемость группы составляет от 10 до 12 учащихся, а при обучении в детской школе искусств, филиале детской школы искусств с численностью обучающихся менее 100 учащихся, расположенных в сельском населенном пункте, – от 3 до 6 учащихся.
25. По решению учредителя детской школы искусств может устанавливаться меньшая наполняемость группы.
26. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, группа может делиться на подгруппы.
27. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя детской школы искусств в соответствии с индивидуальной программой дополнительного образования детей и молодежи или на основании типовых учебных планов детских школ искусств.
28. В течение учебного года с учащимися детской школы искусств проводится воспитательная работа.
29. Воспитательная работа в детской школе искусств организуется в соответствии с программой воспитательной работы и планом воспитательной работы, которые разрабатываются детской школой искусств.
30. Формы, порядок оценки результатов учебной деятельности и проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в детской школе искусств определяются постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 59 «О проведении аттестации учащихся в детских школах искусств».
31. Учащимся детской школы искусств, освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с изучением учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем на повышенном уровне, выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.
32. Учащимся детской школы искусств, не завершившим освоение содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) выдается справка об обучении.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ НА ДОМУ
33. Для учащихся, которые получают общее среднее или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.
34. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому организуется детской школой искусств по месту жительства (месту пребывания) учащегося.
35. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи на дому принимается учреждением образования, организующим образовательный процесс для получения общего среднего или специального образования на дому, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося.
ГЛАВА 4
ПРИЕМ (ЗАЧИСЛЕНИЕ) ЛИЦ В ДЕТСКУЮ ШКОЛУ ИСКУССТВ, ПЕРЕВОД, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТЧИСЛЕНИЕ) С УЧАЩИМИСЯ
36. Контрольные цифры приема для получения дополнительного образования детей и молодежи за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов утверждаются учредителем детской школы искусств или уполномоченным им органом ежегодно.
37. Сроки приема (зачисления) в детскую школу искусств определяются ее учредителем.
38. Прием (зачисление) лица для получения дополнительного образования детей и молодежи в детскую школу искусств осуществляется на основании его заявления при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, если иное не установлено пунктами 39 и 40 настоящего Положения. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.
39. Прием (зачисление) лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, кроме направления деятельности «Хореография», в детскую школу искусств осуществляется на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Положения, и по результатам проверки способностей, проводимой в порядке, определенном настоящим Положением.
40. Прием (зачисление) лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по направлению деятельности «Хореография» художественного профиля в детскую школу искусств осуществляется на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Положения, медицинской справки о состоянии здоровья и по результатам проверки способностей, проводимой в порядке, определяемом настоящим Положением.
41. Проверка способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи проводится на основании критериев оценки уровня развития способностей, разработанных детской школой искусств по каждому направлению деятельности.
42. Для организации приема (зачисления) лиц в детскую школу искусств, проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия, возглавляемая руководителем детской школы искусств или уполномоченным им лицом.
Состав приемной комиссии утверждается приказом руководителя детской школы искусств. Срок полномочий приемной комиссии составляет один календарный год.
43. Приемная комиссия обеспечивает:
прием документов, их оформление и хранение;
подготовку графика проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
организацию консультаций;
проведение проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
рассмотрение заявлений лиц (законных представителей) о пересмотре результатов проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
анализ и обобщение результатов приема документов, проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
подготовку предложений по совершенствованию организации проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
выполнение иных функций в рамках своей компетенции.
44. Прием (зачисление) лиц в детскую школу искусств оформляется приказом руководителя детской школы искусств.
45. Перевод учащихся в детскую школу искусств может быть осуществлен из другой детской школы искусств или учреждения образования, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля, а также на другое направление деятельности (отделение по направлению деятельности) для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
46. Лица, не завершившие освоение содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и отчисленные из детской школы искусств, имеют право на восстановление для продолжения получения образования в детской школе искусств.
47. Перевод учащихся или их восстановление в детской школе искусств могут быть осуществлены при наличии в данной детской школе искусств свободных мест, а также при наличии группы по соответствующему профилю (направлению) деятельности детской школы искусств с учетом соблюдения требований, предусмотренных пунктами 38–40 настоящего Положения, а также при предоставлении справки об обучении.
48. Перевод, восстановление учащихся в детской школе искусств для продолжения получения образования оформляются приказом руководителя детской школы искусств.
49. Отчисление (прекращение образовательных отношений) учащегося детской школы искусств осуществляется при наступлении соответствующих оснований, предусмотренных статьей 68 Кодекса об образовании.
50. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по инициативе учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося осуществляется:
для перевода в другую детскую школу искусств или учреждение образования, реализующее образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля;
по собственному желанию.
51. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) с учащимся по инициативе детской школы искусств, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли учащегося, детской школы искусств, осуществляется при наступлении соответствующих оснований, предусмотренных статьей 68 Кодекса об образовании.
52. Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) учащегося принимает руководитель детской школы искусств путем издания приказа, в котором указывается основание и дата прекращения образовательных отношений (отчисления).
ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛОЙ ИСКУССТВ
53. Непосредственное руководство детской школой искусств осуществляет ее директор.
54. Директор детской школы искусств назначается на должность и освобождается от должности учредителем детской школы искусств либо уполномоченным им органом.
55. Директор детской школы искусств:
действует от имени детской школы искусств без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
принимает на работу и увольняет работников, заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), утверждает их должностные (рабочие) инструкции, применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;
осуществляет иные полномочия, установленные Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом детской школы искусств.
56. Основным органом самоуправления детской школы искусств является педагогический совет, возглавляемый директором детской школы искусств.
57. В детской школе искусств могут создаваться совет, попечительский совет, родительский комитет.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
58. Финансирование государственной детской школы искусств осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
59. Финансирование частной детской школы искусств осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
60. Материально-техническая база детской школы искусств формируется учредителем, если иное не установлено Кодексом об образовании, в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства.
Обновление и развитие материально-технической базы детской школы искусств обеспечивает ее учредитель.
61. Материально-техническую базу детской школы искусств составляют земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), оборудование, транспортные средства и иное имущество.
62. В детской школе искусств должны быть:
помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
63. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы детской школы искусств.