1 декабря 2024 года – Всемирный день борьбы со СПИДом «Право на здоровье – правильный путь»
Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. Этот день приобрел статус ежегодного события в большинстве стран мира и демонстрирует международную солидарность в борьбе с ВИЧ-инфекцией. История этого дня берет начало в 1988 году, когда по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была выбрана дата для привлечения внимания мировой общественности к проблеме распространения нового заболевания, известие о котором в то время звучало как приговор. За прошедшие десятилетия ВИЧ-инфекция перестала считаться смертельно опасным заболеванием – она перешла в разряд хронических медикаментозно контролируемых заболеваний. Современные лекарственные препараты, подавляющие активность ВИЧ, хотя и не уничтожают вирус полностью, но позволяют держать заболевание под контролем, сохраняя продолжительность и качество жизни ВИЧ-положительного человека.
«ВИЧ-инфекция как угроза общественного здравоохранения должна быть полностью ликвидирована к 2030 году»
– такая амбициозная цель была поставлена в рамках Целей Устойчивого Развития восемь лет назад на 69-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения.
Реализация этой цели позволит предотвратить миллионы смертей вследствие 4 клинической стадии заболевания (СПИДа), миллионы новых случаев ВИЧ-инфекции и обеспечить почти 40 миллионам людей, живущих с ВИЧ в настоящее время, здоровую и полноценную жизнь.
Стратегия объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) «95-95-95» определяет основные задачи для достижения этой цели: 95% людей, живущих с ВИЧ, должны знать свой ВИЧ-статус; 95% людей, знающих свой ВИЧ-статус, будут получать лечение; у 95% людей, получающих лечение, оно будет эффективно и количество вирусных частиц в крови будет снижено до неопределяемого уровня, и эти люди не будут передавать инфекцию другим.
Ликвидация ВИЧ-инфекции как угрозы общественного здравоохранения не отменяет актуальности профилактических вмешательств в отношении новых случаев ВИЧ-инфекции и это означает, что уже сегодня мы можем представлять 1 декабря как день профилактики ВИЧ-инфекции.
Всемирный день кампании 2024 года обозначен призывом к действиям по защите здоровья каждого человека через защиту его прав.
Девиз кампании «Право на здоровье – правильный путь» напоминает людям о том, что право на здоровье – это не только доступ к качественным медицинским услугам и лекарственным препаратам, а также право каждого человека на профилактику и лечение, право принимать решения о своем здоровье, право на уважительное и достойное отношение вне зависимости от диагнозов. Принятие, уважение и забота о каждом человеке крайне важны. Законы и практики, которые наказывают, дискриминируют или стигматизируют людей, одновременно препятствуют доступу к профилактике, тестированию, лечению и уходу в связи с ВИЧ. То же самое касается законов, которые мешают деятельности людей, оказывающих жизненно важные услуги для людей, живущих с ВИЧ.
В Беларуси с ВИЧ-положительным статусом проживает около 26 тысяч человек.
Государство гарантирует предоставление лечения ВИЧ-инфекции всем людям, живущим с ВИЧ, независимо от стадии болезни и уровня иммунитета. В нашей стране создана система, обеспечивающая безопасность донорской крови и ее препаратов, минимизирован риск при оказании медицинской помощи и проведении немедицинских манипуляций в специализированных учреждениях. Добровольное тестирование, в том числе анонимное, можно пройти в любом учреждении здравоохранения, располагающем процедурным кабинетом. Экспресс-тесты для самотестирования свободно продаются в аптеках во всех регионах. На базе государственных организаций здравоохранения и негосударственных некоммерческих организаций функционируют анонимно-консультативные пункты, предоставляющие, в том числе услуги по консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию для ключевых групп населения.
Раннее выявление заболевания и прозрачная статистика остаются важным приоритетом в деле предупреждения и контроля распространения ВИЧ-инфекции. Преимущественное распространение ВИЧ-инфекции среди взрослого населения (наибольшее количество новых случаев регистрируется в возрастной группе 35-49 лет) и преобладание полового пути передачи ВИЧ-инфекции (в последние годы на его долю приходится более 80% впервые выявляемых случаев) определяет основные акценты профилактических мероприятий текущей кампании в формировании культуры ответственного отношения к собственному здоровью.
В интересах будущего необходимо отдавать приоритет актуальному информированию населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции*, мобилизовав усилия всех заинтересованных с целью объединения всех людей, независимо от ВИЧ-статуса, в праве на здоровье и недопущения стигмы и дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
Памятка о вреде наркотиков
Какое воздействие на человека оказывает наркотик? Как развивается наркомания у людей, употребляющих наркотики? Какой вред приносят наркотики? От чего умирают люди, страдающие наркоманией? — эти и другие темы рассматриваются в данной публикации.
Какое воздействие на человека оказывает наркотик?
Человек в состоянии наркотического опьянения перестаёт испытывать душевную и физическую боль, появляется ощущение лёгкости, комфорта. Ощущение лёгкости приводит к потере над собой и утрате чувства реальности. Состояние наркотического опьянения продолжается только в то время, когда наркотическое вещество содержится в крови.
Как развивается наркомания у людей, употребляющих наркотики?
У того, кто постоянно употребляет наркотики, постепенно снижается чувствительность к ним. Через некоторое время для достижения радости обычных доз уже не хватает. Жертва наркомании вынуждена увеличить дозу. Впоследствии не хватает и этого, тогда происходит переход к более сильному наркотическому веществу. Так, постепенно, человек приобщается к сильным наркотикам, избавления от которых почти нет.
Какой вред приносят наркотики?
Абсолютно все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не более десяти лет. Большинство умирает раньше. Весьма распространены случаи, когда люди, умирают в течение первого года с момента начала употребления наркотического вещества. Поскольку наркоманы пользуются не стерильными шприцами, среди них распространены многие болезни, передаваемые через кровь — СПИД, гепатит и другие. От этих болезней они часто умирают раньше, чем произошло отравление организма наркотиком.
Как влияет наркомания на душевный облик человека?
Нарастает эмоциональное опустошение, возникает раздражительность, апатия, расслабление воли, а при употреблении отдельных наркотиков появляется слабоумие. Внешне всё это проявляется вялостью, чёрствостью, грубостью, эгоизмом, лживостью. Человек, употребляющий наркотики, утрачивает контроль над своей жизнью, глубоко перерождается, становится совсем другим. Постепенно снижается интеллект.
От чего умирают люди, страдающие наркоманией?
В большинстве случаев от передозировки. Наркомана через несколько лет ждёт полное разрушение печени и всего организма. Но многие не доживают до этого момента и умирают от аллергии, инфекционных и сопутствующих заболеваний, например, СПИДА или гепатита.
Многие заканчивают жизнь самоубийством или погибают насильственной смертью, так как наркоманы зачастую связаны с организованной преступностью. Наркоман теряет инстинкт самосохранения и легко может замёрзнуть, стать жертвой преступления, попасть в аварию, погибнуть от несчастного случая и многих других причин.
31 МАЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗ ТАБАКА
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) от последствий употребления табака ежегодно гибнет более 8 миллионов человек, более 7 миллионов из них – потребители и бывшие потребители табака, и более 1,2 миллиона – некурящие, подвергающиеся воздействию вторичного табачного дыма.
Все формы употребления табака вредят здоровью и безвредной дозы табака не существует. Наиболее распространенной формой употребления табака в мире является курение сигарет. К другим видам табачной продукции относятся кальянный табак, сигары, самокруточный табак, изделия на основе нагревания табака, которые также токсичны и содержат канцерогены. Нагревание табака или активирование устройства, содержащего табак, сопровождается образованием аэрозолей, содержащих никотин и токсичные химические соединения, которые вдыхаются курильщиком и вызывают крайне высокую зависимость и негативные последствия. Особенно опасны электронные сигареты для детей и подростков. Распространяемая реклама этих продуктов вводит в заблуждение ложными заявлениями об отсутствии вреда для здоровья, как средства, способствующего отказу от курения.
Употребление табака является наиболее предотвратимой причиной болезней и смерти. Помимо ущерба здоровья, употребление табака несёт огромные экономические затраты на здравоохранение, потерю производительности, ущерб от пожаров и экологический вред. Стратегии Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака направлены на сокращение употребления табака и связанные с ним заболевания. Положения, изложенные в конвенции, включают в себя:
– повышение налогообложения на табачные изделия;
– запрет курения в общественных местах;
– ограничение рекламы табачных изделий;
– запрет продажи несовершеннолетним;
– предупреждение населения об опасности употребления табака;
– помощь потребителям табака в отказе от курения;
– предложение альтернативных вариантов заработка производителям табака.
Основной целью профилактики вредного влияния курения на организм является полный отказ от курения. Поэтому ежегодно 31 мая ВОЗ проводит Всемирный день без табака и каждый год определяет его новый девиз. Всемирный день без табака в 2023 году проводится под лозунгом: «Нам нужна еда, а не табак». Выращивание табака является ресурсоемким и требует интенсивного использования пестицидов и удобрений, которые способствуют деградации почвы. Земля, используемая для выращивания табака, имеет меньшую способность выращивать другие культуры, поскольку табак истощает плодородие почвы. По сравнению с другими видами сельскохозяйственной деятельности, выращивание табака оказывает гораздо более разрушительное воздействие на экосистемы, поскольку угодья выращивания табака более подвержены опустыниванию. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака призывает к продвижению экономически жизнеспособных альтернатив для рабочих, производителей и индивидуальных продавцов табака, а также к усилению защиты окружающей среды и здоровья людей. Выращивание и производство табака наносят долгосрочный глобальный ущерб окружающей среде и изменению климата и играют важную роль в определении будущего сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
В целях реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы, профилактики заболеваний, причинно связанных с табакокурением, в период с 29 мая по 22 июня 2023 года в Республике Беларусь проводится республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака».
Антитабачная акция Республики Беларусь направлена на информирование населения о пагубных последствиях для здоровья потребления табака и воздействия табачного дыма, формирование у гражданского общества устойчивых мер, направленных на борьбу с потреблением табака. Профилактика табакокурения в нашей стране осуществляется:
– с привлечением представителей организаций здравоохранения, учреждений образования, культуры, спорта и туризма, правоохранительных органов, общественных организаций;
– путем проведения дней открытой информации;
– путем консультирования населения в учреждениях здравоохранения, образования и на предприятиях, органами СМИ.
Осуществление жёсткой борьбы против табака влияет на общественное мнение. Мониторинг проблемы курения имеет решающее значение для информирования населения. Ключевым императивом является защита детей от негативного воздействия пассивного курения. Осуществляется денормализация употребления табака за счёт повышения его социальной неприемлимости. Меры, предпринятые в рамках борьбы против курения, Республикой Беларусь:
– требования к упаковке табачных и никотинсодержащих изделий;
– запрет рекламы и спонсорства табачными производителями массовых развлекательных мероприятий;
– ограничение продажи, в том числе через торговые автоматы, а также публичной демонстрации табачных изделий;
– создание свободных от табачного дыма площадок на открытом воздухе (школьные территории, спортивные стадионы, парки, пляжи);
– просвещение семей о возможностях уменьшения загрязнения воздуха внутри помещений, связанного с курением, которое подвергает детей риску;
– защита политики общественного здравоохранения от коммерческих и других интересов табачной промышленности;
– принятие ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табак;
– регулирование состава табачных изделий;
– оказание помощи людям в предупреждении их привыкания к табаку;
– контроль незаконной торговли табачными изделиями;
– запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним.
Перечисленные меры дают свои результаты, и в последние годы наблюдается устойчивая динамика снижения потребления табака. Однако очень многое зависит от каждого конкретного человека, его стремления к здоровью и отказу от вредных привычек, в том числе, потребления табачных и никотинсодержащих изделий.
31 мая – отличный старт для сохранения и укрепления здоровья в новой жизни без табака.
Пресс-служба Министерства здравоохранения
1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/krasnoselsk-dshi/library/Информационные_материалы.doc
Профилактика на промпредприятии
31 мая - Всемирный день без табака
Профилактика потребления табака: статистика, основные стратегии
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов случаев смерти. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке из-за него произойдет до одного миллиарда случаев смерти. Табак убивает до половины употребляющих его людей. Каждые 6 секунд из-за табака умирает примерно один человек. Ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Вторичный табачный дым — это дым, заполняющий рестораны, офисы или другие закрытые помещения, где люди курят. В табачном дыме присутствует более 4000 химических веществ, из которых, по меньшей мере, 250 известны как вредные, а более 50 как канцерогены. Безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует.
Среди взрослых людей вторичный табачный дым вызывает серьезные сердечно-сосудистые и респираторные заболевания, включая ишемическую болезнь сердца и рак легких. Среди детей грудного возраста он вызывает внезапную смерть. У беременных женщин он приводит к рождению детей с низкой массой тела. Почти половина детей регулярно дышат воздухом, загрязненным табачным дымом в местах общественного пользования. Более 40% детей имеют, по меньшей мере, одного курящего родителя.
Необходимо, чтобы каждый человек мог дышать воздухом, свободным от табачного дыма. Нормативные правовые акты по обеспечению среды, свободной от табачного дыма, защищают здоровье некурящих людей, пользуются популярностью, не вредят бизнесу и способствуют тому, чтобы курильщики бросали курить.
Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить восемь миллионов. Потребители табака, умирая преждевременно, лишают свои семьи дохода, повышают стоимость медицинской помощи и препятствуют экономическому развитию.
Снижение потребления сигарет на 1,9% позволит спасти более 38000 жизней в год.
По данным Международного союза по борьбе с раком (UICC) сегодня 30% всех случаев смерти от рака связаны с курением. Сокращение потребления табака наполовину даст возможность сохранить 170 миллионов жизней к 2050 году.
Очевидно, что проблема потребления табака остается актуальной. Министерство здравоохранения Республики Беларусь ведет постоянную целенаправленную работу по профилактике потребления табачных изделий и болезней, причинно связанных с табакокурением. Это – и законодательные инициативы, и информационно-образовательная работа с населением, и помощь в отказе от курения. В настоящее время по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь проводится ежегодная республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака».
Целью акции является повышение уровня знаний населения о последствиях потребления табака, формирование общественного мнения в пользу отказа от курения, здорового образа жизни, поддержки инициатив, направленных на сокращение курения.
По данным республиканского социологического исследования, проведенного в 2015 году, в республике курит 27,9% населения в возрасте 16 лет и старше, из них: постоянно курит 17,8%, от случая к случаю – 10,2%. Доля респондентов, бросивших курить, составила 14,6%, из них 10,4% отказались от курения более 2-х лет назад, 4,2% – в течение последних 2-х лет.
Прекращение курения даже в среднем и старшем возрасте даёт свой положительный результат: снижается риск возникновения опухолей, связанных с курением (от 5 до 15%), а также инфарктов и инсультов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, табакокурение провоцирует 90% смертей от рака легких, хронического бронхита и ишемической болезни сердца. Специалисты статистически достоверно связывают с курением рост различных серьезнейших заболеваний, приводящих к инвалидности: ишемическая болезнь сердца, туберкулез, эмфизема и рак легких, астматические бронхиты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, заболевания нервной системы и пр. Медики доказали, что средняя продолжительность жизни курящего человека на 9 лет меньше, чем у некурящего. Исследования, проведенные в США и Европе, показали, что риск заболевания раком легкого возрастает прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Тесная связь курения и рака прежде всего обусловлена образующимися при сгорании табака химическими веществами, получившими название канцерогенов. При курении их обнаружено свыше 1,5 десятков. Установлено, что опасность заболеть раком значительно (почти в 30 раз) выше у злостных курильщиков и рано начавших курить. Смертность от рака также возрастает параллельно потреблению сигарет. Показатель риска, связанный с курением, различен для опухолей различных локализаций и зависит от возраста на момент начала курения, длительности курения и количества сигарет, выкуриваемых в день.
Мировой опыт свидетельствует, что добиться значительного снижения распространенности табакокурения возможно только при четком законодательном регулировании, проведении долговременных антитабачных программ.
С целью защиты нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий потребления табачных изделий для здоровья, снижения социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма в республике проводится активная работа по профилактике табакокурения. Республика Беларусь ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) в 2005 году. РКБТ ВОЗ является основным документом, включающим самые важные направления борьбы против табака в мире, с участием 180 Сторон.
Координатором деятельности по реализации РКБТ ВОЗ в Республике Беларусь является Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
РКБТ ВОЗ налагает правовые обязательства на свои Стороны – то есть на страны (и на Европейский союз), которые официально присоединились к договору. В ряду этих обязательств стоят следующие:
- защита политики общественного здравоохранения от коммерческих и других интересов табачной промышленности;
- принятие ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табак; защита людей от воздействия табачного дыма;
- регулирование состава табачных изделий; регулирование упаковки и маркировки табачных изделий;
- предупреждение людей об опасности табака; запрещение рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий;
- оказание помощи людям в предупреждении их привыкания к табаку;
- контроль за незаконной торговлей табачными изделиями;
- запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.
В соответствие с РКБТ ВОЗ планируется и проводится ряд мероприятий, охватывающих различные аспекты антитабачной деятельности.
В стране действует ряд нормативных правовых документов, в том числе:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»;
- Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-З «О рекламе»;
- Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З.
Однако актуальность проблемы сохраняется.
В целях дальнейшего выполнения обязательств Республики Беларусь в связи с ратификацией РКБТ ВОЗ для предотвращения и уменьшения употребления табачных изделий в любой форме, содействия и поддержки прекращения потребления табака, целесообразна реализация следующих стратегий.
Внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее оборот и потребление табачных изделий, в части его ужесточения (в т.ч. ответственность, в перспективе – полный запрет на курение в ряде общественных мест)
Повышение цен на табачные изделия и стоимости акцизных марок.
Уточнение объемов производств табачных изделий, с учетом объективной необходимости их стабилизации.
Ограничение мест и времени продажи табачных изделий.
Действенный контроль за запретом курения в общественных местах, продажей табачных изделий несовершеннолетним, в соответствии с действующим законодательством.
Запрет косвенной рекламы табачных изделий, запрет трансграничной рекламы.
Обеспечение требований к табачной продукции, производимой в Республике Беларусь требованиям Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС – 035/2014).
Дальнейшее развитие помощи в отказе от курения и информационной работы с населением по вопросам профилактики табакокурения.
Выбирай - курение или здоровье?
А.П. Скалыженко, ведущий научный сотрудник РНПЦ ОМР им. Н.Н.Александрова
«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным»- предупреждал когда-то немецкий мыслитель Лессинг. Курение - час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом постепенно разрушает здоровье беззаботных курильщиков.
В состав табачного дыма входит около 4000 различных компонентов, в том числе 755 углеводородов, 920 гетероциклических азотистых соединений, 22 нитрозамина, а также газовые фракции несгоревших частиц и смол.
Никотин относится к сильным растительным ядам. Его смертельная доза, 80-120 мг она содержится в одной сигарете. В организм при выкуривании сигареты поступает 2-4 мг никотина. Чем чаще человек курит, тем больше никотина поступает в его организм. Даже при выкуривании одной пачки сигарет за короткое время может наступить тяжелое отравление и даже смерть.
Экспертами ВОЗ подсчитано, что примерно 30% всех опухолей человека и смертей от рака в развитых странах связано с курением. Из этого следует, что в Беларуси из всех случаев злокачественных новообразований, каждый третий связан с курением.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 54,4% мужчин курят. В возрасте 30-39 лет количество курящих составляет 64,8% у мужчин и 14,9% - у женщин. В возрасте 14-17 лет курящие составляют 34,2%. 73% заядлых курильщиков попробовали курить до 17 лет, т.е. еще в период обучения в школе.
Ущерб и смертные случаи, связанные с табаком – это не только статистика, это трагедия. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире табак убивает 5 миллионов людей (11 тысяч человек каждый день). В Беларуси от болезней, связанных с курением, ежегодно умирают около 15,5 тысяч человек. Согласно прогнозам к 2020 году табак станет ведущей причиной смерти 10 миллионов человек во всем мире.
Многие курильщики считают, что прекратив курить, можно заболеть. Это неверно, так как отказ от яда никогда не вреден. Правда, резкое изменение любого режима, отказ от стойкого стереотипа поведения в пожилом возрасте всегда сложен, поэтому в период, когда человек бросает курить, рекомендуется наблюдение врача.
Распространено мнение, что с прекращением курения человек полнеет. Действительно, в первые недели наблюдается прибавка в весе за счет снижения активности общего обмена веществ, но в дальнейшем обмен веществ восстанавливается.
Курящие люди, занимающиеся умственным трудом считают, что курение помогает концентрации внимания и решению интеллектуальных заданий.
Нельзя забывать, что стимуляция нервной системы никотином приводит к истощению энергетических возможностей мозга. В результате такой стимуляции человек начинает практически непрерывно курить во время выполнения умственной работы: курение в таком количестве и у давнего курильщика вызывает явление острого отравления: головную боль, бледность, сухость и горечь во рту, сердечный спазм.
Неизбежным следствием табакокурения в качестве стимулятора умственной деятельности, оказывается переутомление.
Медицинская статистика показывает, что 75% людей, умерших от инфаркта миокарда, были курильщиками, что каждый курильщик сокращает себе жизнь на 5-10 лет. Активным и «пассивным» курильщикам грозит опасность получить болезнь нервной, дыхательной и других систем организма. Стоит ли человеку рисковать своим здоровьем и сокращать себе жизнь из-за такого сомнительного удовольствия? Необходимо хорошо подумать, прежде чем сделать выбор: курить или не курить.
Опасные последствия курения для организма
Табакокурение и работа мозга. Многие курильщики считают, что курение улучшает работу мозга, помогает сосредоточиться, повышает внимание. Так ли это? Согласно результатам исследования английских специалистов по проблеме курения, никотина, содержащегося всего в одной сигарете, достаточно для того, чтобы существенно уменьшить концентрацию внимания и замедлить реакцию на неожиданные изменения обстановки. Курение табака увеличивает в три раза риск развития острых нарушений мозгового кровообращения (инфаркта мозга, внутримозгового кровоизлияния). Они лидируют среди причин инвалидизации населения: 75-80% выживших теряют трудоспособность. Атрибутивный риск смерти от инсульта у курящих мужчин составляет 21,4%, у курящих женщин – 9,9%. Курение табака и одновременный прием комбинированных оральных контрацептивов значительно повышает вероятность кровоизлияния в мозг у женщин.
Табакокурение – агрессивный фактор риска развития сердечнососудистых заболеваний. По данным американского онкологического общества в структуре смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в развивающихся странах приходится 28%, в развитых странах – 42%. В США ежегодно регистрируется 150 тыс. смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с курением, в Германии – 80-90 тысяч обусловленных этой же причиной. Количество смертельных исходов при пассивном курении от ишемической болезни сердца (далее – ИБС) в Великобритании составляет около 5 тыс. человек. В Республике Беларусь 30-40% всех смертей от ИБС связано с курением табака.
Легочные заболевания. Большое количество химических веществ попадает в кровь человека через легкие. Сигаретный дым, вступая в непосредственный контакт с легкими, значительно увеличивает риск заболевания пневмонией, эмфиземой, хроническим бронхитом и другими легочными заболеваниями.
Заболевания желудка. Отрицательным эффектом длительного курения является развитие у человека различных хронических заболеваний желудка, вплоть до развития язвенной болезни. Кроме того, курение замедляет заживание язв и способствует их повторному возникновению.
Курение и беременность. Никотин пагубно действует не только на физическое, но и на психическое состояние будущего ребенка. Немецкие ученые доказали, что для детей курящих матерей уже в раннем возрасте характерны невнимательность, импульсивность и бесполезная сверхактивность, уровень умственного развития у них ниже среднего. Чаще всего развивается и так называемый синдром «непоседы Фила» - эти дети, как правило, агрессивны и склонны к обману. Английские врачи пришли к выводу, что у детей, чьи матери курили во время беременности, на 40% повышается риск развития аутизма. У курящих женщин выше вероятность того, что беременность может закончиться преждевременными родами, выкидышем или мертворождением. Также исследования не исключают, что у детей, рожденных от матерей, которые курили во время и после беременности, чаще встречается синдром внезапной детской смерти.
Доказаны также опасные последствия влияния курения для развития диабета, атеросклероза, эндартериита облитерирующего, бесплодия у женщин, импотенции у мужчин, аутоиммунной болезни.
Курение и рак. На особом месте среди болезней, связанных с табакокурением, находятся злокачественные новообразования. По данным Международного агентства по изучению рака (МАИР) список злокачественных новообразований, связанных с табакокурением, с 1983 г. по 2004 г. увеличился с 9 до 18 новообразований. На 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (7 апреля 2005 г.) отмечено, что помимо рака легких, употребление табака приводит к раку полости рта, глотки, гортани, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, почек, мочеточника, мочевого пузыря, шейки матки. Экспертами ВОЗ подсчитано: в развитых странах примерно 30% всех опухолей человека и смертей от рака связано с курением. Такая же статистика наблюдается и в Республике Беларусь.
– Рак легкого.
Современные работы, освещающие вопрос об отношении курения табака к частоте заболеваний раком легкого, с большой убедительностью показывают, что: 1) курящие болеют раком легкого значительно чаще, чем некурящие; 2) частота возникновения рака легкого у курящих стоит в прямой связи со степенью курения, т.е. более злостные курильщики болеют чаще, чем мало курящие; 3) курение табака оказывает в первую очередь местное воздействие на слизистую оболочку дыхательных путей, главным образом, через воздействие на неё табачного дегтя, канцерогенность которого твердо установлена; 4) курение оказывает не только местное, но и общее воздействие на организм, понижая его сопротивляемость и предрасполагая к развитию ракового заболевания вообще.
Среди заболевших раком легкого курящие составляют более 90%, а среди остальных большинство являлись пассивными курильщиками, т.е. с детства находились среди курящих. Вместе с тем чрезвычайно важным представляется тот факт, что прекращение курения снижает риск заболевания раком легкого: уже через 5 лет частота заболеваемости начинает падать, а через 20 лет после прекращения приближается к таковой у некурящих.
– Рак мочевого пузыря.
Риск возникновения рака мочевого пузыря и почки среди курящих выше в 5-6 раз. Он растет с увеличением числа выкуриваемых в день сигарет и длительности курения, а также у начавших курить в молодом возрасте.
– Рак предстательной железы.
По данным английских и канадских исследователей риск рака предстательной железы увеличивается пропорционально длительности курения и числу сигарет, выкуриваемых в день. У мужчин, куривших более 15 пачек сигарет в год в течение последних 10 лет, по сравнению с некурящими увеличивается риск диссеминированного рака предстательной железы.
– Рак почки.
По данным американских исследователей 17% прироста рака почки связано с курением (21% у мужчин и 11% у женщин). Уменьшение риска развития рака почки на 30% происходит через 10 лет после отказа от курения.
– Рак полости рта.
Факторами развития рака полости рта в 75% случаев является курение и употребление алкоголя.
Общие рекомендации по борьбе с курением
Каждый волен выбирать между мимолетным удовольствием от курения и уменьшением риска для здоровья, связанным с отказом от этой привычки.
В Европейских рекомендациях по борьбе с раком записано:
Не курите! Курение является важнейшей причиной преждевременной смерти.
Если Вы курите – прекратите! Прекращение курения до начала развития рака или других серьезных заболеваний предотвращает повышение риска развития табакозависимых болезней в более позднем возрасте, даже если курение прекращается в среднем возрасте.
Если Вы не можете бросить курить, не курите в присутствии некурящих. Ваше курение может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье окружающих.
Когда Вы бросите курить, с Вашим организмом произойдут значительные изменения, например:
через 20 минут после последней сигареты артериальное давление нормализуется, восстановится сердечная деятельность, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней;
через 8 часов нормализуется содержание кислорода в крови;
через 2 суток усилится способность ощущать вкус и запах;
через неделю улучшится цвет лица;
через 1 месяц явно станет легче дышать, исчезнут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель;
через 6 месяцев восстановится сердечный ритм, почувствуете желание жить и работать;
через 1 год риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину;
через 5 лет значительно снизиться вероятность умереть от рака легких;
через 15 лет уменьшиться риск развития онкологических заболеваний в целом.
Решение отказаться от курения тяжелое, но неизбежное, если Вы хотите быть здоровыми и красивыми.
Курение - это ЯД!
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1. Вред курения.
2. Угроза алкоголя.
3. Правда о наркотиках.
4. Опасность СПИД.
Декрет № 6 от 28 декабря 2014 года
«О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь п о с т а н о в л я ю:
1. Государственным органам и подчиненным (входящим в их состав) организациям, а также советам общественных пунктов охраны правопорядка, общественным объединениям и иным организациям, на которых законодательными актами возложены функции по профилактике правонарушений, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в пределах своей компетенции максимально активизировать усилия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления. В этих целях Совету Министров Республики Беларусь:
- в трехмесячный срок разработать и утвердить комплексный план основанных на требованиях настоящего Декрета мероприятий, предусматривающий принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией;
- не менее одного раза в год рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь состояние работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, и ежегодно до 15 марта представлять Президенту Республики Беларусь подготовленную совместно с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и Следственным комитетом сводную информацию о состоянии дел в этой сфере.
2. Уполномочить Министерство внутренних дел на осуществление координации деятельности государственных органов (организаций) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе по выполнению требований пункта 1 настоящего Декрета. Для осуществления указанных полномочий Министерство внутренних дел:
- участвует в разработке и реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
определяет основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
- организовывает, координирует, контролирует взаимодействие правоохранительных и иных органов (организаций) при осуществлении противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе на приграничной территории Республики Беларусь;
- вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательных актов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
- в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством принимает обязательные к применению нормативные правовые акты в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов в данной сфере;
- обобщает практику применения законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
- при необходимости информирует Президента Республики Беларусь о состоянии деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и мерах по повышению эффективности такой деятельности;
- участвует в соответствии с законодательством в разработке проектов международных договоров Республики Беларусь в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
3. Для целей настоящего Декрета используемые термины, если не установлено иное, имеют следующие значения:
- аналоги наркотических средств, психотропных веществ – химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз;
- базовая структура – указанная в Республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее – Республиканский перечень), структура химического вещества, при модификации которой (путем замены одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода) образованы структурные формулы двух и более наркотических средств, психотропных веществ;
- владелец информационного ресурса, размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – владелец интернет-ресурса), – юридическое лицо и организация, не являющаяся юридическим лицом, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, реализующие права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (их составными частями), размещенными в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – информационные ресурсы);
- наркотики – наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры и аналоги;
-поставщик интернет-услуг – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие на территории Республики Беларусь услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к глобальной компьютерной сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации.
4.Установить, что:
4.1. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327 – 329 или 331 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовых профилакториях, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.2. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, или действия, предусмотренные в подпункте 4.1 настоящего пункта, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.3. действия, предусмотренные частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 или 4.2 настоящего пункта, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, –наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.4. незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, –наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.5. действие, предусмотренное в подпункте 4.4 настоящего пункта, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное в подпунктах 4.4 – 4.6 настоящего пункта, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.6. действие, предусмотренное в подпунктах 4.4 или 4.5 настоящего пункта, совершенное организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.7. предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, –наказывается арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет;
4.8. организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом;
4.9. действие, предусмотренное в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наказывается штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
5. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 – 4.3 пункта 4 настоящего Декрета, подлежит уголовной ответственности в случае, если ко времени его совершения данное лицо достиглочетырнадцатилетнего возраста.
6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в подпунктах 4.1 – 4.9 пункта 4 настоящего Декрета, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета.
7. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые организуют проведение дискотеки, работу культурно-развлекательного (ночного) клуба, игорного заведения, обязаны принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также информировать органы внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий.
8. Владельцы интернет-ресурсов обязаны:
анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов и не допускать использования их информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков;
информировать органы внутренних дел о попытках использования принадлежащих им информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков.
9. Поставщики интернет-услуг за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, с 1 января 2016 г. обязаны обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации.
10. При наличии информации о размещении сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, на информационном ресурсе, владельцем которого в том числе является юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в Республике Беларусь, Министерство информации направляет владельцу такого ресурса уведомление о необходимости удаления соответствующих сообщений и (или) материалов. Такие уведомления являются обязательными для исполнения всеми владельцами интернет-ресурсов на территории Республики Беларусь.
Поставщики интернет-услуг на основании решений Министерства информации обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.
Решения об ограничении доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, принимаются Министерством информации на основании письменных уведомлений Министерства внутренних дел.
Решения Министерства информации, принятые в соответствии с частью третьей настоящего пункта, обязательны для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь.
Порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, устанавливается специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет совместно с Министерством связи и информатизации.
11. Определить, что:
11.1. появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин;
11.2. нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблениембез назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин;
11.3. потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин;
11.4. непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этом деянии нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин;
11.5. неисполнение владельцами интернет-ресурсов уведомлений Министерства информации о необходимости удаления сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин;
11.6. невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных настоящим Декретом обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.
12. Предоставить право:
- составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.4 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.5 и 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел и органов государственной безопасности;
- рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, органам внутренних дел и районному (городскому) суду (в случаях, предусмотренных в части второй настоящего пункта), а дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.4 – 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, районному (городскому) суду.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения либо отказалось от дачи объяснений.
13. Создать в Республике Беларусь с 1 марта 2015 г. Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Формирование и ведение Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, осуществляются Министерством здравоохранения в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Министерством здравоохранения обеспечивается незамедлительное представление сведений о лицах, включенных в Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, в органы внутренних дел по их месту жительства (месту пребывания) для последующего принятия мер профилактического характера, а также по письменным запросам органов внутренних дел в установленные в них сроки.
Порядок организации работы по выявлению и учету лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, а также порядок обмена сведениями о таких лицах устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел.
14. В Республике Беларусь запрещается оборот аналогов наркотических средств, психотропных веществ, за исключением использования их в научных и учебных целях, при подготовке служебных собак, в оперативно-розыскной деятельности, а также экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), с ноля часов суток, следующих за днем размещения информации о таких химических веществах на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.
Отнесение химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ осуществляется путем проведения экспертизы государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), созданными в установленном законодательством порядке, на основании постановлений о назначении экспертизы, выносимых органами уголовного преследования.
Предметом экспертизы являются соотнесение структурной формулы химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных веществ или базовыми структурами и определение наличия в этой структурной формуле одного или нескольких заместителей атомов водорода.
К аналогам наркотических средств, психотропных веществ не могут быть отнесены химические вещества, включенные в Республиканский перечень, а также лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь.
В день вынесения заключения эксперта об отнесении химического вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества государственным судебно-экспертным учреждением (подразделением) такая информация направляется в Министерство внутренних дел для размещения на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
В срок, не превышающий шесть месяцев со дня размещения информации об аналогах наркотических средств, психотропных веществ на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет, такие химические вещества подлежат включению в Республиканский перечень путем внесения в него соответствующих дополнений. Информация о включении в Республиканский перечень химических веществ, отнесенных ранее к аналогам наркотических средств, психотропных веществ, размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.
15. Республиканский перечень устанавливается (изменяется, дополняется) Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом судебных экспертиз. Наркотические средства, психотропные вещества с общими базовыми структурами объединяются в Республиканском перечне в группы. Химические названия базовых структур указываются в наименованиях сформированных групп наркотических средств, психотропных веществ.
Обязательная юридическая экспертиза нормативного правового акта, предусматривающего изменение и (или) дополнение Республиканского перечня, не проводится. В день принятия указанного нормативного правового акта он направляется в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт регистрируется в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, подлежит официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в день, следующий за днем поступления в Национальный центр правовой информации, и вступает в силу с ноля часов суток, следующих за днем его официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
16. Физические лица, которым открываются либо которым открыты электронные кошельки, подлежат обязательной идентификации независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках, в порядке, установленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Сведения об электронном кошельке, открытом на имя физического лица, подлежат обязательному представлению на основании письменного запроса органа государственной безопасности, органа внутренних дел или Следственного комитета в установленные в нем сроки.
Письменный запрос в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, имеют право направлять от имени:
органов государственной безопасности – Председатель Комитета государственной безопасности и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Комитета государственной безопасности и их заместители, начальники территориальных органов государственной безопасности;
органов внутренних дел – Министр внутренних дел и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Министерства внутренних дел и их заместители, начальники территориальных органов внутренних дел и их заместители;
Следственного комитета – Председатель Следственного комитета и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Следственного комитета и их заместители, начальники управлений Следственного комитета по областям и г.Минску и их заместители, начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и их заместители.
17. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в части, не противоречащей данному Декрету.
Основания и условия уголовной ответственности, наказания и иные меры уголовной ответственности, порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса в части, не урегулированной настоящим Декретом, определяются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
18. Физические лица, которым открыты электронные кошельки и в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Декрета идентификация не проводилась, обязаны до 1 марта 2015 г. представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации. При непредставлении физическими лицами документов в указанный срок операции с электронными деньгами, числящимися в таких электронных кошельках, должны быть приостановлены до проведения идентификации в установленном порядке.
19.Совету Министров Республики Беларусь:
19.1. в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь, предусматривающий приведение законов (кодексов) в соответствие с настоящим Декретом;
19.2. в двухмесячный срок:
обеспечить создание и функционирование Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги;
принять меры по:
организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией;
созданию отдельных исправительных учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также по обеспечению раздельного содержания таких лиц и других осужденных в иных исправительных учреждениях;
созданию профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете;
обеспечить приведение других актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.
20. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.
Пункты 4 – 6, 11 и 12 настоящего Декрета действуют до вступления в силу соответствующих дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Без наркотиков
1 марта в Республике Беларусь проводятся акции, посвященные Международному дню борьбы с наркотиками.
В течение последних лет проблема немедицинского потребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ (далее — наркотических средств) стала актуальной для большинства стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.
Распространение наркомании в Республике Беларусь, как и в других странах, представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Под наблюдением наркологической службы на 1 января 2012 года наблюдается 9230 больных наркоманией и 4609 лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи наркопотребления с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусными гепатитами, инфекциями, передающимися половым путем, туберкулезом и другими серьезнейшими заболеваниями.
Результаты проведенных в Беларуси научных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами в несколько раз превышают данные официальной статистики. Реальное число больных наркоманией в Республике Беларусь около 70 тысяч человек.
Структура наблюдаемых больных наркоманией выглядит следующим образом: женщин — 2236 чел. (14,5%) , лиц до 20 лет – 1395 чел. (9%), до 30 лет – 8933 (57, 8%), из которых студентов вузов – 317 чел., техникумов – 515 чел. Высшее образование имеют 6,1% больных, среднее образование – 44,0%, судимы — 43,4%.
В 2011 году органами внутренних дел республики выявлено 4470 преступлений, связанных с оборотом наркотиков, среди них организация притонов — 122 случая, незаконный оборот наркотических средств — 4182, склонение к потреблению наркотических средств — 28.
Сложная ситуация с незаконным оборотом наркотиков в стране в последние годы определяет актуальность вопросов профилактики потребления наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманиями.
Существующая система наркологической помощи в Республике Беларусь ориентирована, прежде всего, на лечение и реабилитацию лиц, уже страдающих наркоманией. В то же время для оказания помощи потребителям наркотиков на начальном этапе необходимы профилактические программы, направленные на недопущение употребления наркотиков, реализуемые в учреждениях образования, социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта.
В настоящее время в Республике Беларусь реализуются мероприятия Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанных с ними правонарушениями в Республике Беларусь на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1634.
В частности в республике проведено 595 массовых профилактических акций (Реабилитация доступна!», «Нет наркотикам», «Имя беды – наркотики», «В будущее без наркотиков». «Скажем наркотикам НЕТ», «Наркотик- знак беды», «Спорт против наркотиков» и др.). В регионах прошло 317 заседаний тематических «круглых столов», в работе которых приняли участие представители облисполкомов, областных СМИ, правоохранительных органов управлений образования и здравоохранения.
С целью улучшения информирования населения по проблеме наркомании за истекший период в республике было организовано 841 выступление специалистов организаций здравоохранения по телевидению, 1480 по радио, опубликовано более 400 статей в печати. Было разработано 10 наименований методических пособий общим тиражом более 400 экз. Издано 215 информационно-образовательных материалов (листовки, буклеты) общим тиражом более 100 тыс. экз.
В практику работы учреждений образования внедряются интерактивные формы обучения подростков и молодежи жизненным навыкам по профилактике наркопотребления, ВИЧ-инфекции, инфекций, передающихся половым путем, формированию здорового образа жизни. Специалистами организаций здравоохранения проведено более 1900 групповых консультаций, на которых присутствовало свыше 10 тыс. человек. Более 12 тыс. человек обратились за индивидуальными консультациями. По проблеме наркомании прочитано более 8 тыс. лекций и проведено более 32 тыс. бесед (195 тыс. слушателей). На базе организаций здравоохранения организована работа 148 телефонов доверия и «горячих линий», на которые обратилось более 2000 человек. В республике проведено 6480 киновидеосеансов по антинаркотической тематике с охватом более 280 тыс. зрителей, 1496 выставок наглядных и информационных материалов, 1832 тематических вечера, а также 294 конкурса наглядных и информационных материалов.
Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антиалкогольные и антинаркотические программы, доказавшие свою эффективность. Вместе с тем, программы ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются менее результативными, чем программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ.
Анализ зарубежного опыта показал, что самими эффективными моделями профилактики считаются различные варианты модели формирования необходимых жизненных навыков (далее — ФЖН). Было отмечено, что некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследования показывают, что от этого их удерживает, целый ряд защитных жизненных навыков и условий: чувство юмора, внутренний самоконтроль, целеустремленность, важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый «трезвый» подросток и учитель), привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков. Программа первичной профилактики, осуществляемая в Германии, включается в действие в младшей школе. Существует поурочная разработка по антинаркотическому обучению младших школьников, включаемая в годовой учебный план.
С целью изучения отношения населения к вопросам распространения и потребления наркотиков во всех регионах республики было организовано 35 социологических исследований, в которых приняли участие свыше 15 000 респондентов.
В рамках социологического исследования была проанализирована структура социального окружения молодежи, употребляющей и не употребляющей наркотические средства; изучено отношение молодых людей к проблеме наркомании; проанализирована степень информированности молодежи о вреде наркотиков; выявлены причины употребления наркотиков; рассмотрена специфика потребления наркотических средств в молодежной среде.
По результатам опроса выявлено, что 91,7% юношей и девушек никогда не пробовали наркотики, однако около 6% из них имеют наркоманов в своем близком окружении и 13% попадали в компании, где употребляют наркотики. Проведенное исследование подтвердило неутешительную статистику ежегодного увеличения количества наркоманов. Так, если в рамках исследования, проводимого в 2005 году специалистами УЗ «МОЦГЭиОЗ» удалось выявить 4% подростков, употребляющих наркотики, то уже в 2009 году в употреблении наркотических средств признались 5,8% респондентов (среди них 71% юноши и 29% девушки). Основными причинами попробовать наркотики стало любопытство (63,8%), желание поднять настроение (29,8%) и расслабиться (23,4%), а также влияние компании (10,6%).
Как показал проведенный социологический опрос, подростки достаточно осведомлены о проблеме наркомании. Чаще всего информацию о последствиях употребления наркотиков молодые люди получают из СМИ, а также от педагогов и психологов учебного заведения. Однако только 51,2% респондентов заинтересованы в получении такой информации.
Кроме недостаточной заинтересованности в получении информации о влиянии наркотиков на организм человека, по результатам исследования можно отметить и низкий уровень обсуждения этой проблемы в молодежных компаниях. Только 5,5% респондентов регулярно обсуждают проблему наркотиков и последствия их употребления в кругу своих друзей. Около половины подростков никогда не затрагивают этот вопрос в общении со сверстниками.
Таким образом, проведение социологического исследования и сравнение полученных данных с результатами опроса прежних лет, позволяет делать вывод о возрастании проблемы наркомании в молодежной среде, что говорит о необходимости активизации профилактической работы среди подростков.